Фольксваген поло или Пежо 301
За «народные» седаны Peugeot 301 и VW Polo в топовых комплектациях просят почти 700 тысяч рублей. Дорого! Выработанные годами потребительские рефлексы заставляют возопить: «Ужас! Да за эти деньги можно купить…». А что можно купить за эти деньги? Да ничего хорошего…
VW Polo может предъявить в игре против Peugeot 301 два убийственных, на мой взгляд, козыря: регулировку руля по вылету и 6-ступенчатый «автомат». Странно, что французский автомобиль, вышедший на рынок тремя годами позже немецкого, ни того ни другого не имеет.
Три года назад запущенный на калужском конвейере VW Polo развязал настоящую войну в сегменте бюджетных седанов: оглушительный успех обрусевшего «немца» заставил мировых автогигантов обратить самое пристальное внимание на нишу, где прежде практически единолично благоденствовал Renault Logan. Цены на VW Polo в свое время стартовали с отметки в 399 000 рублей, сегодня за него просят минимум 449 900. Инфляция налицо, а кондиционера в базовой версии как не было, так и нет… По сравнению с уже тогда набившим оскомину Logan, немецкий седан выглядел более презентабельно, не выпячивая свое происхождение, но и не стремясь казаться лучше, чем он есть, – честная машина, за это она многим и полюбилась.
Неприятность же состоит в том, что в голом виде (читай за минимальную стоимость) даже бюджетные иномарки мало кого интересуют, и минимальный набор удобств в виде кондиционера, «музыки», подогрева сидений и проч. влетает в копеечку.
Если же говорить о городском покупателе, то здесь все чаще обязательным требованием к машине становится «автомат»: маяться со сцеплением и передачами в адовых пробках никто не хочет.
За VW Polo с АКП придется выложить минимум 577 100 рублей, за двухпедальный Peugeot 301 – 595 900 рублей. Тестовые образцы еще дороже за счет более богатых комплектаций, накрученных вдобавок сверху опциями, – так плавно и выходим на семисотенный рубеж. И ведь среди всех этих опций нет решительно ничего лишнего! Ну, согласитесь, сложно считать роскошью в городских условиях датчики парковки, сложно считать роскошью в нашем климате предлагаемый у Polo обогрев лобового стекла, сложно считать роскошью в 2013 году USB-порт в аудиосистеме. И на безопасности экономить ой как не хочется: добавляем ESP и боковые подушки безопасности, а все это деньги, деньги и еще раз деньги… Сэкономить можно разве что на круиз-контроле и цвете металлик, а все прочее – вполне себе стандартная потребительская корзина. Лично я с легкостью еще отказался бы от литых дисков в пользу штампованных, но они в топовых комплектациях идут по умолчанию – так сказать, в качестве потребительской нагрузки.
Дизайнеры Peugeot 301, судя по всему, использовали в качестве ориентира именно VW Polo – автомобиль выглядит полноценным представителем компактного сектора. А вот инженеры явно тяготели к соотечественнику Renault Logan, переняв у него практически все имеющиеся достоинства и недостатки. К первым можно отнести простор на заднем сиденье, большой багажник и энергоемкую подвеску, ко вторым – неудобные клавиши стеклоподъемников на центральном тоннеле (чтобы не тянуть провода под обшивкой дверей), отсутствие регулировки руля по вылету и старенький 4-ступенчатый «автомат».
Признаюсь, я не знаю ни одного человека, который бы не испытывал проблем с посадкой в Peugeot 301. Кто-то жалуется на короткую подушку сиденья, кто-то на неудачный профиль спинки, способствующий быстрой усталости спины, но большинству остро не хватает именно возможности придвинуть руль. Так сложилось, что на разных версиях Peugeot 301 я отъездил уже несколько тысяч километров, но так и не смог подобрать удобной для себя посадки, перепробовав, кажется, все возможные варианты. Эмпирическим путем выяснил, что на версии с АКП, где не надо выжимать сцепление, лучше всего поднять сиденье максимально высоко, таким образом, как бы чуть отдалившись от педалей и чуть приблизившись к рулю. С МКП такой номер не проходит, потому что становится неудобно выжимать сцепление – приходится садиться ниже.
VW Polo на фоне «француза» – просто рай для водителя: отлично спрофилированное кресло с большим диапазоном регулировок и возможность придвинуть руль, причем продольная регулировка сделана с запасом, выбирать весь ход мне лично не понадобилось. В интерьере чувствуется типичная для всех моделей VW строгость и лаконичность, разработчики нисколько не старались хоть как-то приукрасить господствующий здесь серый жесткий пластик. Зато эргономичность – образцовая, все кнопки и выключатели расположены удобно, блоки аудиосистемы и климат-контроля предельно наглядны и просты в освоении. Центральный подлокотник многим покажется узким, а владельцам «механической» версии VW Polo – еще и чересчур длинным: при включении второй и четвертой передач набалдашник рычага оказывается чуть ли не под подлокотником и водителю приходится неестественно сгибать кисть.
Салон Peugeot 301 во всех – и не только позитивных – смыслах веселее: здесь имеются вставки а-ля черный рояльный лак на руле, дверных ручках и центральной консоли, делающие интерьер визуально дороже, но эти вставки быстро покрываются пылью и отпечатками пальцев. Климат-контроль для Peugeot 301 не предусмотрен – максимум кондиционер с электронным, то бишь кнопочным управлением. На мой взгляд, кнопки менее удобны, чем стандартные три «крутилки», но с кнопками, опять-таки, интерьер выглядит дороже.
Над климатическим блоком расположено несколько мудреное головное устройство штатной аудиосистемы. Большая ротационная клавиша по центру – не регулятор громкости, как то подсказывают опыт и логика: она всего лишь заведует навигацией по меню и настройкой частоты радио, а громкость приходится регулировать двумя мелкими кнопочками, расположенными по левому краю устройства, либо с подрулевого джойстика. Между клавишами громкости имеется еще кнопочка «mode», но она не заведует переключениями между аудионосителями и радио, как то, опять-таки, подсказывает логика, а всего лишь меняет режим отображения информации на расположенном над аудиоблоком монохромном экранчике. На него же, кстати, выводятся показания борткомпьютера, но ими уже заведует отдельная кнопка. Где же она? – На торце правого подрулевого переключателя, но не того, что заведует аудио, а того, который отвечает за дворники…
Имеется у французской машины и USB-порт – под крышечкой рядом с прикуривателем между передними креслами. Расположение, прямо скажем, неудачное ни для того, ни для другого: торчащую из USB-порта флэшку легко задеть и сломать, орудуя рычагом стояночного тормоза или застегивая ремень безопасности, а если использовать разъем прикуривателя для подключения навигатора или зарядки телефона, то провод от него будет болтаться над селектором АКП и мешать. Неужели нельзя было разместить «розетку» поближе к центральной консоли, как у подавляющего большинства машин? Нельзя. Там все место заняли клавиши стеклоподъемников и узенький подстаканник.
Хорошо хоть клаксон оставили на ступице руля, а не убрали на левый подрулевой рычажок, как у Logan.
Конечно, ко всем этим эргономическим причудам можно привыкнуть, и я к ним почти привык. Но только не к рулю – он по-прежнему слишком далек от меня…
Поездил я и на заднем сиденье Peugeot 301: места здесь действительно много, а ногам заметно вольготнее, чем в VW Polo. Но расслабиться и тут не получается: профиль у дивана слишком плоский, а подголовники интегрированы в спинку (центрального нет вовсе) – еще одно бюджетное решение. У Polo профиль сиденья более удачный и три полноценных подголовника, но места для ног, увы, самый минимум.
В обеих машинах заднее сиденье можно сложить, чтобы увеличить багажник, но если в Peugeot 301 складывается только спинка, то у VW Polo можно откинуть вперед и подушку – таким образом, погрузочная поверхность получается более ровной. Сам же багажник чуть больше у «француза»: 506 л против 460.
Обе машины оснащены атмосферными бензиновыми двигателями объемом 1,6 л, но агрегат Peugeot 301 мощнее: 115 л.с. против 105, зато по крутящему моменту «немец» берет реванш: 153 Нм против 150. Французский производитель обещает 11,8 с до «сотни», немецкий – 12,1. Однако субъективно Polo кажется чуть более резвым при разгоне в пол, а по удобству управления тягой, так сказать в штатных режимах, между машинами разница еще заметнее. 4-ступенчатая гидромеханическая АКП Peugeot слишком задумчива и досаждает зависаниями на передачах там, где этого совсем не ждешь, например при совершении обгонов. 6-ступенчатая коробка VW от Aisin куда расторопнее, мягче при переключениях и вдобавок имеет спортивный режим, при котором переключение ступени происходит позднее. В общем, из своего не самого передового «движка» Polo выжимает все что можно, тогда как Peugeot кажется слишком флегматичным и нисколько не располагает к динамичной езде. При этом в городском цикле мне не удалось в Peugeot расходовать топлива меньше 11,5 л на 100 км, аппетит же Polo не превышал 9,5 л.
Чего у Peugeot не отнять, так это «бронебойной» подвески, – по энергоемкости с ней может сравниться только Renault Logan. Шасси уверенно сглаживает весь спектр дорожных неровностей, и нужно очень постараться, чтобы довести ее до пробоя. Ходовая часть VW Polo заточена преимущественно под хорошие дороги и радует водителя собранностью, точными реакциями на действия рулем и умеренными кренами в поворотах. За это приходится расплачиваться довольно жестким прохождением крупных неровностей, с которыми 301-й справляется играючи. В свою очередь, Peugeot за свою дорожную всеядность заставляет терпеть ощутимую вертикальную раскачу кузова, клевки при разгонах и торможениях и сильные крены в поворотах – пассажиров здесь довольно быстро укачивает.
К тормозам обеих машин есть претензии. Обе модели имеют в задних колесах архаичные барабаны, но у VW они существенно большего размера. Эффективность тормозных систем в целом достаточная, но дозирование замедления в обоих случаях далеко от идеала. У Peugeot слишком большой свободный ход педали: слегка нажал – ноль реакции, нажал посильнее – перетормозил. В сочетании с мягкой подвеской это только усиливает качку на борту. VW Polo, в свою очередь, огорчает чрезмерным усилием на педали при экстренном торможении – давить приходится изо всех сил.
По сумме впечатлений мне больше понравился VW Polo – хочется сказать спасибо разработчикам за хорошую эргономичность, которую можно взять за образец куда более дорогим машинам. Но если вы живете где-нибудь на периферии, где дороги совсем плохие, машин немного и «автомат» не так актуален, да и еще и рост у вас при этом не самый большой, что несколько снижает остроту нехватки руля по вылету, то смело выбирайте Peugeot 301: при таких вводных он окажется выигрышнее «немца», к тому же можно сэкономить на «лошадях» и рублях, выбрав двигатель объемом в 1,2 литра.
Цены тестовых автомобилей:
Peugeot 301 1.6 АТ – 695 400 руб.
VW Polo 1.6 АТ Highline – 690 990 руб.