Новый состав автомобильной аптечки?

состав автомобильной аптечки

СОСТАВ АВТОМОБИЛЬНОЙ АПТЕЧКИ ?

Некоторые товары приобретаются на тот самый случай, которого каждому человеку хотелось бы избежать. Но если этого сделать не удастся, то они не просто могут понадобиться, но и окажутся необходимыми. К числу таких товаров относится большинство лекарств, а также часть нелекарственной аптечной продукции, в частности, автомобильные аптечки. Законодательство, да и здравый смысл, предписывают каждому водителю иметь ее в автомобиле. Покупка автомобильной аптечки в чем-то сродни внесению взносов по страхованию недвижимости от природных бедствий – наводнений, землетрясений и т. п.: если всё складывается хорошо, без катаклизмов, то приобретателю может показаться, что он тратится впустую. И все же дорожно-транспортные происшествия и прочие непредвиденные обстоятельства медицинского характера случаются, и к ним желательно быть готовыми. Важно не только иметь автомобильную аптечку, но и уметь правильно применять ее содержимое, иначе в критический момент – когда многих тому же покидает хладнокровие – это может стоить здоровья и даже жизни. Какой новый состав автомобильной аптечки, постараемся выяснить.

 

БЕЗ ЛЕКАРСТВ состав автомобильной аптечки

Состав автомобильной аптечки по действующим с 1 июля 2010 г. нормам существенно отличается от предыдущего набора. При сравнении этих двух комплектов сразу обращает на себя внимание то обстоятельство, что в аптечке нового и действующего образца отсутствуют лекарственные препараты. В состав автомобильной аптечки входят только средства для временной остановки наружного кровотечения и перевязки ран – жгут, бинты, перевязочные пакеты, марлевые салфетки, лейкопластыри, – а также устройство для проведения искусственного дыхания, ножницы, медицинские перчатки. Аптечка же Как изменился состав автомобильной аптечки1старого образца имела более широкий комплект – в первую очередь за счет лекарственной составляющей. В ней присутствовали упаковки таблеток анальгина, ацетилсалициловой кислоты, активированного угля, раствор аммиака (нашатырный спирт), флакон сульфацил-натрия, нитроглицерин, валидол, спиртовой раствор йода либо раствор бриллиантовой зелени («зеленка»). Кроме того, в комплект входил гипотермический пакет-контейнер, позволяющий охладить место ушиба, кровоизлияния, воспаления.

Таким образом, обязательный состав автомобильной аптечки после 1 июля 2010 г. стал значительно меньше; можно сказать, что она разгрузилась. Автомобилисты, медики, юристы до сих пор спорят, является ли правильным шагом изъятие из комплекта лекарственных наименований. Рассмотрим аргументы «за» и «против».

 

«КЛИМАТ» В САЛОНЕ состав автомобильной аптечки

Обеспечить надлежащие условия хранения лекарств в автомобиле очень трудно. Например, в жаркие летние месяцы, когда температура воздуха зашкаливает за +30 °С, а иногда и приближается к +40 °С, почти невозможно гарантировать в стоящем под солнцем автомобиле, ту самую «комнатную температуру» (не выше +25 °С), которая предписана в инструкциях по применению большинства лекарственных препаратов. Не говоря уже о том, что некоторые препараты требуют более низких «прохладного» (от +8 °С до +15 °С) и «холодного» (от +2 °С до +8 °С) температурных режимов. Не заводить же специальный автомобильный холодильник для хранения нескольких лекарственных наименований аптечки!

Другая проблема хранения лекарств – сроки годности. По мере их истечения лекарства в автомобильной аптечке необходимо обновлять. Многие автомобилисты этого не делали, одни по забывчивости и неорганизованности, другие – по соображению «все равно не понадобится».

Первый аргумент о проблематичности соблюдения температурного режима хранения, надо сказать, весомый; второй – более спорный. Правильно ли действовать по принципу «раз иные автомобилисты не заботятся о сроках годности компонентов своих аптечек, то лучше и вовсе удалить оттуда все лекарства»? Думаю, не совсем.

 

«ДЕЛО РУК САМИХ» АВТОМОБИЛИСТОВ

Все-таки ответственность самих водителей сбрасывать со счетов не стоит. Мы зачастую очень придирчиво относимся к тому, как лекарства хранятся в аптеках (что очень правильно), но забываем при этом, что лекарственные наименования «проводят» в аптечных помещениях, в сущности, не так много времени – иногда всего несколько часов или пару суток. А дальше они могут недели, месяцы, годы лежать в домашних, автомобильных, дорожных аптечках граждан, просто в сумках и портфелях – нередко без соблюдения требуемых условий хранения, указанных в инструкции по применению и на упаковке. От такого «невнимания» лекарства, конечно, могут терять эффективность (и даже безопасность) до истечения положенного срока годности. Никакими законодательными мерами небрежность подобного рода не исправить – здесь поможет только повышение сознательности и ответственности граждан, в частности тех из них, кто садится за руль.

На эту тему хотелось бы поговорить отдельно. Некоторые автомобилисты обосновывают свое критическое отношение к составу аптечки нового образца следующим образом. Предположим, водителю в дороге «станет плохо с сердцем», а в машине на этот, быть может, критический случай, не найдется даже валидола или нитроглицерина. То же самое можно сказать об анальгине, который снимает боль, о нашатырном спирте, способном привести в чувство, о корвалоле, помогающем успокоиться при стрессовых состояниях и т. д.– каждый из этих препаратов может понадобиться в тех или иных дорожных ситуациях (происшествиях).

Казалось бы, в приведенных выше доводах есть своя логика, и все же они встречают возражения. Следуя призыву Козьмы Пруткова «Зри в корень!», задумаемся над вопросом, а каково предназначение законодательно утвержденного состава автомобильной аптечки? Сформирован ли он на случай дорожно-транспортных происшествий или вообще на любые медицинские случаи, которые могут возникнуть в дороге?

Возьмем следующий пример. В состав автомобильной аптечки старого образца входил активированный уголь как средство дезинтоксикации при отравлениях недоброкачественной пищей и т. п. Слов нет, в дороге, особенно дальней, этот препарат очень даже может понадобиться – качество еды в различных придорожных заведениях не всегда на должном уровне. Но разве человек, отправившийся на долгие часы или сутки по автомобильной трассе, не осознает необходимость запастись активированным углем или подобным препаратом самостоятельно (не говоря уже о том, что его можно купить в аптеке по пути следования)? Разве для этого автомобилисту обязательно нужен приказ министерства или другой нормативно-правовой акт?

Кроме того, организм и здоровье каждого человека имеют индивидуальные особенности. Некоторым людям не менее, а порой и более необходимо в дороге, например, лекарство от изжоги, другим – средство для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы, третьи нуждаются в антиаллергических препаратах, четвертые вместе с пищей принимают ферменты и т. д. Все эти лекарственные наименования в состав автомобильной аптечки не включишь, иначе она из аптечки превратится в «аптеку».

 

СОСТАВ АВТОМОБИЛЬНОЙ АПТЕЧКИ

Выходит, ни один приказ министерства – даже самый совершенный – не способен предусмотреть все возможные ситуации, которые могут случиться с разными автомобилистами в дороге. Он и не должен пытаться это сделать. Именно такова логика действующего состава автомобильной аптечки. Каждый водитель может легко найти его в Интернете, а если понадобится первоисточник, то им является Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ № 325 от 20.08.1996 г. в редакции Приказа Минздравсоцразвития РФ № 697н от 08.09.2009 г.

Состав автомобильной аптечки указан в Приложении 1 приказа. При знакомстве с ним можно прийти к выводу, что основное предназначение аптечки – принятие простых и неотложных мер для спасения жизни человека и предупреждения осложнений при дорожно-транспортных происшествиях, словом, оказание первой доврачебной помощи в таких ситуациях – это может быть самопомощь или взаимопомощь.

В первую очередь речь идет об остановке кровотечения (жгут кровоостанавливающий –1 шт.), перевязке ран: бинты марлевые стерильные (5 м x 7 см –2 шт., 5 м x 10 см –2 шт., 7 м x 14 см –1 шт.) и нестерильные (5 м x 7 см – 2 шт., 5 м x 10 см – 2 шт., 7 м x 14 см – 1 шт.), пакет перевязочный стерильный (1 шт.), салфетки марлевые медицинские стерильные (не менее 16 x 14 см – 1 упаковка). В составе автомобильной аптечки действующего образца нет предназначенных для обработки ран спиртового раствора йода либо «зеленки», зато присутствуют два вида бактерицидных лейкопластыря: не менее 4 см x 10 см – 2 шт., не менее 1,9 см x 7,2 см –10 шт.

состав автомобильной аптечкиПредусмотрен в комплекте и необходимый для закрепления перевязочных средств рулонный лейкопластырь – не менее 1 см x 250 см (1 шт.). Бинты обрезать лучше не усилиями мышц, а ножницами, которые также входят в состав автомобильной аптечки. Руки автомобилистов и прохожих редко бывают стерильными – отсюда присутствие в комплекте пары медицинских перчаток (размером не менее M). Пункт 1а Приложения 2 приказа рекомендует все манипуляции при оказании первой помощи выполнять с их помощью. Помимо средств для остановки кровотечения и перевязки ран, в списке Приложения 1 значится средство для сердечно-легочной реанимации – устройство для проведения искусственного дыхания.

Наконец, в набор входит также пособие – «Рекомендации по применению аптечки первой помощи (автомобильной)». Это, пожалуй, самая важная часть комплекта. Ведь недостаточно располагать, например, жгутом, надо еще суметь в срочный критический момент правильно его наложить. Пункт 1б Приложения 2 приказа дает на этот счет следующее руководство: «при артериальном кровотечении из крупной (магистральной) артерии прижать сосуд пальцами, в точках прижатия наложить жгут кровоостанавливающий выше места повреждения, с указанием в записке времени наложения жгута, наложить на рану давящую (тугую) повязку».

 

СО ВСЕЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ

Перечисленными компонентами законодательно утвержденный состав автомобильной аптечки первой помощи исчерпывается, что не мешает водителю – с учетом состояния собственного здоровья, набора заболеваний, опасений – пополнить свой «багаж» лекарственными препаратами, которые, на его взгляд, могут понадобиться в дороге.

Ведь, направляясь на летний или зимний отдых, аптечку туриста каждый формирует самостоятельно, с индивидуальным подходом. Так почему же автомобильная аптечка – в части, не касающейся дорожно-транспортных происшествий, – должна формироваться по распоряжению ведомства, а не по личному усмотрению человека, его собственной ответственности за свое здоровье? В заключение хотелось бы отметить, что большинство компонентов действующей автомобильной аптечки первой помощи, как и лекарства, имеют сроки годности; на них необходимо обращать внимание и, по мере необходимости, обновлять. Вот мы и выяснили какой же новый состав автомобильной аптечки.